Личная страничка Арсланова Тимура
Главная страница
Избранные статьи
Мои фотографии
Пишите мне

 

Научно-популярные статьи


Результаты воздействия электромагнитного излучения миллиметрового диапазона волн в шумовом режиме на различные стадии онтогенеза

DROSOPHILA MELANOGASTER

Чернова Г.В., Каплан М.А. .Арсланов Т.А.

Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского.

Проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности для учреждений образования: тезисы докладов региональной научно-практической конференции. - Калуга, 2000. с. 41-45.

     

За последнее время в клинических и экспериментальных исследованиях широкое применение получили немедикаментозные методы воздействия на живые системы различных уровней организации - начиная с атомного и кончая популяционным (13,14). Наряду с химиотерапевтическими воздействиями стали применяться разнообразные физические агенты, а именно: низкоинтенсивное лазерное излучение и электромагнитное излучение миллиметрового диапазона волн.      

Поле деятельности в вопросе изучения данных агентов достаточно обширно. Однако, несмотря на то, что ЭМИ КВЧ и СВЧ достаточно давно применяется в медицине (3,5), механизмы и проявления воздействия его на живые системы изучены на сегодняшней день неполно в связи с природными особенностями данного излучения. Остановимся на физических характеристиках, а именно границах указанного типа электромагнитных колебаний, которые включают:  

- длина волны от 10-3 - 10-4 до 108 -107 метров

 - полоса частот от 3?1011 - 3?1012 до 3 - 30 Гц

- энергия кванта от 1,24?10-3 - 1,24?10-2 до 1,24?10-14 - 1,2?10-13 Эв соответственно.    

 Авторами выделяется три основных вида биологической активности ЭМП: влияние на живые организмы электромагнитных процессов, протекающих во внешней среде, участие внутренних электромагнитных процессов в жизнедеятельности организмов, электромагнитные взаимосвязи между организмами (5). Анализируя вышесказанное в отношении характеристик миллиметровых волн важно заметить, что возможные воздействия не будут касаться "объектов микромира", т.е. субатомных и атомных частиц, возможна разного рода трансформация микро-и макромолекул. Формируются КВЧ-поля и излучения при помощи клистронов, магнетронов, плазменно-лучевых усилителей, триодов и квантовых генераторов, плотность потока мощности излучения измеряется в Вт/м , мВт/см", мкВТ/м (5). Доля поглощенной СВЧ и КВЧ - энергии и их относительное распределение в различных тканях и органах зависят от формы и размеров объекта, его ориентации в поле, длины волны и электрических свойств ткани (3,5,14). Это свидетельствует о необходимости расчета поставляемой энергии ЭМИ при проектировании новых излучателей.    

В настоящее время в медицине применяются следующие типы генераторов ЭМИ КВЧ: Явь-1,2,3,4,5,6. Обычная техника работы с ними включает контактное подведение через рупорную насадку (6,9,11). Длина волны варьирует у модельных вариантов аппаратов от 1 до 10 мм, мощность потока излучения от 0,2 до 10 мВт/см". При этом отмечаются положительные эффекты КВЧ - терапии при лечении язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки в случае не менее 20 сеансов (10).      

Имеется также опыт лечения простатопатий с сексуальными расстройствами, исходя из положений об антиоксидантной активности, подавляющей процессы перекисного окисления липидов и положительном влиянии данного агента на микроциркуляционные процессы. При этом наблюдалось улучшение в 95% случаев, отрицательного эффекта не наблюдалось. Особенностями являлось угнетение развития в моче патогенной микрофлоры, восстановление сексуальной активности пациентов, рост эрекционной составляющей, увеличение количества подвижных сперматозоидов (15). Вероятнее всего, данный эффект стал возможным при активации с помощью ЭМИ иммунных свойств организма (облучение велось контактным способом в районах, соответствующих расположению желез внутренней и смешанной секреции).    

 Рассмотрим эффекты воздействия ЭМИ КВЧ на некоторые модельные объекты. Таковыми являются плодовая мушка Drosophila melanogaster и медоносная пчела Apis mellifera. Литературные данные свидетельствуют о неоднозначности влияния ЭМП на этологические и физиологические характеристики насекомых, в частности, в (8) указывается на отсутствие влияния ЭМП на поведение дрозофилы, и, в то же время говорится о снижении жизнеспособности и повышении смертности этого объекта при экранировании от ЭМП. Это является основой для приведения широких лабораторных исследований феноменологического характера. В данной работе приведены результаты данных, полученных нами о влиянии ЭМИ КВЧ на некоторые приспособительные характеристики традиционного модельного объекта - плодовой мушки Drosophila melanogaster. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:  

- изучить возможный мутагенный эффект ЭМИ аппарата КВЧ - терапии шумовым излучением АМФИТ - 0,2/10 - 0,1 .  

- изучить влияние аппарата на приспособительные характеристики Drosophila melanogaster.    

На первом этапе эксперимента экспонировались личинки, время экспонирования 0.5 -1-2,5-5-10 минут. Использовалась линия Д-32 и bcnvg. Оценивалось количество окуклившихся особей и число вылетевших имаго (самки и самцы).

    Анализируя данные, представленные в таблицах 1-2 можно сделать вывод об отрицательном эффекте воздействия излучения на соотношение вылетевших имаго и образовавшихся куколок. Достоверные различия наблюдаются при времени экспонирования 1 мин ,Р<0,01, а также при анализе выхода самцов линии bcnvg P<0,05. Аналогичные статистически значимые данные имеются в линии Д-32 у самцов при времени облучения 5 мин. Наибольшее число достоверных данных имеется при времени экспозиции 10 минут у обеих линий в отношении самцов (линии bcnvg) и самцов, и куколок (линии Д-32). Эти данные говорят о неравнозначности проявлений воздействия ЭМИ КВЧ на модельные объекты , а также о большей подверженности отрицательным воздействиям со стороны самцов и образующихся куколок. Результаты описательной статистики говорят о необходимости продолжения исследования данного модельного объекта. Дальнейшие эксперименты предполагается проводить, используя другие линии Drosophila melanogaster и проводя анализ морфофизиологических и биохимических признаков гибридов 1 и П поколений.

Литература.

1. Руководство по физиологии органов чувств насекомых. Под ред. Г.А. Мазохина-Поршнякова. М.: Изд-во МГУ.-1977.-224 с.

2. Урбах В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. - М.: Изд-во АН СССР .-1963 .-324 с.

3. Лещенко Н.А. Некоторые показатели воздействия различных интенсивностей СВЧ - колебаний на организм.: Дисс. канд. биол. наук. - Ташкент.-1971.-176с.

4. Еськов Е.К. Этология медоносной пчелы. - М.: Колос. - 1992.-336 с.

5. Исмаилов Е.Ш. Биофизическое действие СВЧ-излучений.-М. Энергоатомиздат.-1987.- 144 с.

6. Теппоне М.В. Веткин А.Н. Калин А.А. Кротенко А.А. КВЧ - терапия язвенной болезни двенадцатиперстной кишки//Клиническая медицина.-1991.-Т.69.-10.-С.74-77

7. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол. спец. Вузов. - М.: Высш. школа-1990.-3 52 с.

8. Чернышев В.В. Экология насекомых. -М.: Изд-во МГУ.-1996.-304

9. Андреева Е.А., Смирнова С.Н. Хуторская О.Е. Электромиографический признак реакции человека на облучение неионизирующими и ионизирующими воздействиями//Физическая медицина.-1992.-Т.2 №1-2 С.16-23.

10.Ефремушкин Г.Г., Кулишова Т.В., Лязгунова Л.А. Лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки ЭМИ ММ-диапазона в условиях поликлиники//Физическая медицина..-1992.-Т.2.-№3-4.-С.25-26

11. Радионов В.Г. Возможности использования эндоваскулярной, наружной лазеротерапии и электромагнитного излучения миллиметрового диапазона в дерматологии //Физическая медицина. - Т2 .-№3-4 .-1992.-С.54-55

12.Лахматова С.А. Ультраструктурное исследование стероидпродуцирующих клеток семенников крыс при длительном воздействии низкоинтенсивньк электромагнитных полей СВЧ - диапазона//Физическая медицина .-1994.-Т4.-№1-2.-С12-13.

13.Солбриг О., Солбриг А. Популяционная биология и эволюция: Пер. с англ. Штилькинда И. Под. ред. А.Д. Базыкина. - М.: Мир .-1982.-433стр.

14. Биофизика:Учебноепособие.  Под ред В.Ф.Антонова. М.Арктос-Вика-npecc .-1996.-256С.

15. .Винокуров Б.Л. Микроволновое излучение КВЧ - диапазона в лечении простатопатий с нарушениями сексуальной функции //Физическая медицина.-1992.-Т2.-№3-4.-С.27-23


Вернуться в начало страницы

О результатах опытной эксплуатации ЕСП в Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э. Циолковского и перспективе интеграции с вузовской системой управления качеством образования

Гинзгеймер С.А.

Виноградский В.Г.

Арсланов Т.А.

КГПУ им. К.Э. Циолковского участвует в ЕСП с 2004 года. В 2005 и 2006 годах прием на очное отделение, по решению руководства университета, осуществлялся на основе программного обеспечения «ЕСП: Абитуриент». Это позволило уже на протяжении двух приемных кампаний иметь достоверную информацию о ходе приема, а по его завершению составить необходимые отчеты для региональных и федеральных органов. В связи с неустоявшейся отчетной документацией оперативное составление необходимых документов было возможно благодаря открытой архитектуре баз данных «ЕСП: Абитуриент» и своевременной и быстрой реакцией разработчиков ПО на наши пожелания.

С 2006 года в университете функционирует центр контроля качества образования (ЦККО), целью работы которого является построение системы менеджмента качества образования в университете, а также исследование процессов, протекающих в вузе, для оптимизации и улучшения качества образовательных услуг.

Процесс приема абитуриентов на первый курс является одним из самых важных в деятельности университета, т.к. в лице первокурсника мы получаем одновременно и заказчика образовательных услуг и материал. Поэтому важным элементом приема является мониторинг и анализ «входного» процесса. Здесь можно выделить две локальные задачи, требующие особого подхода, а именно: анализ качества поступающего контингента и анализ деятельности структур университета по работе на довузовском этапе.

Основной целью данного сообщения является показ примеров интеграции ПО ЕСП и вузовского ПО в целях совершенствования качества образования в вузе системы менеджмента качества образования.

Первым шагом на пути исследования качества приема (не считая нормативно-правовой подготовки) явилось анкетирование абитуриентов, зачисленных на первый курс университета. Целью анкетирования было составление социального портрета абитуриента и оценка прогнозов и ожиданий абитуриентов относительно их обучения в вузе. Напрямую через анкетирование были исследованы показатели по следующим критериям:

· Учебно-познавательная активность абитуриентов

· Целенаправленность подготовки к поступлению в ВУЗ

· Учебно-исследовательская деятельность и активность

· Материальная обеспеченность абитуриентов (косвенно)

· Профессиональная ориентированность

· Прогнозы относительно совмещения учебы с работой

· Прогнозы на получение второго высшего образования

· Прогнозы о намерении работать по специальности

· Видение альтернативных специальностей, по которым возможна работа по окончанию вуза

· Прогнозы о результатах первой сессии

· Ожидания абитуриентов, основанные на их опыте, относительно организации обучения в ВУЗе

· Причины, повлиявшие на выбор ВУЗа

Анкетирование дало материал относительно требований «Заказчика образовательных услуг», т.е. абитуриента. Однако совместный анализ данных анкетирования и данных, сконцентрированных в базе данных ЕСП дал еще более значимый материал, т.к. позволил оценить:

· деятельность работников и структур вуза, ответственных за профориентационную работу в конкретных школах, районах и городах Калужской области

· деятельность подготовительных отделений и лицеев КГПУ

· видение вопросов обучения в вузе различных категорий абитуриентов.

На основе данного исследования был разработан ряд рекомендаций для работников университета по оптимизации и улучшению работы на довузовском этапе. Ведь были получены получены данные по самым важным вопросам. Чем может заинтересовать педагогический вуз, активного и одаренного школьника? Как привлечь его в свои стены?

Результаты исследования докладывались на Совете университета.

Этот опыт является хорошим примером интеграции не только программного обеспечения, но и вузовских процессов.

Следующий пример исследований в интересах построения системы менеджмента качества образования, связанных с системой приема было исследование зависимостей показателей сессий и баллов ЕГЭ, по которым шло зачисление абитуриентов. Рассматривались результаты I-го и II-го курса, т.е. данные по одному и по трем семестрам соответственно. Масштаб исследования был достаточно велик. Были проанализированы данные почти 1800 студентов, поступивших по результатам первой и второй волны ЕГЭ. Проведены параллели с результатами анкетирования абитуриентов, о котором говорилось выше. Очевидно, что подобный массив данных мог быть изучен лишь при автоматизации процесса обработки и анализа. Далеко не последнюю роль в этом исследовании сыграло ПО системы ЕСП.

Результаты исследования были доложены на региональном совете ректоров вузов.

Еще одним примером применения ПО ЕСП является его использование при внутреннем аудите институтов и факультетов КГПУ им. К.Э. Циолковского. Для оценки эффективности работы факультетов по набору абитуриентов использовались результаты анкетирования первокурсников и дополнительные выгрузки из баз данных «ЕСП: Абитуриент». В настоящее время такие проверки проведены на двух факультетах и в одном институте университета. Результаты работы комиссий докладываются на ученом совете университета.

Таким образом, Центром контроля качества образования накоплен большой опыт и богатый экспериментальный материал в исследованиях процесса приема и не последнюю роль сыграла в этом система ЕСП.

Разумеется, опыт необходимо переносить на более широкие объекты исследований, поэтому Центром контроля качества образования КГПУ были вынесены на обсуждение два региональных проекта.

Первой инициативой ЦККО был социальный проект «Разработка и внедрение системы мониторинга качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений г. Калуги и Калужской области», направленный в законодательное собрание Калужской области. Обобщая имеющийся опыт ЦККО КГПУ им. К.Э. Циолковского, и подобных подразделений ведущих вузов страны, было заявлено о необходимости и реальности мониторинга уровня интеллектуальной и социально-психологической подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений г. Калуги и Калужской области к получению высшего образования.

Вторая инициатива – научно-практическое исследование «Анализ состояния и перспектив развития высшего профессионального образования в Калужской области» был предложен для рассмотрения в Министерство образования, культуры и спорта Калужской области. Проект направлен на анализ состояния и оценку перспектив развития рынка труда в Калужской области на период с 2007 по 2012 гг. Работа по проекту включает сопровождение данных о востребованных на рынке труда специальностях и возможностях восполнения кадрового потенциала Калужской области, необходимого для устойчивого развития экономики региона. Реализация данного проекта позволит повысить эффективность включения выпускников вузов, расположенных на территории Калужской области в процесс производства, предоставления услуг и социального обслуживания. Воплощение в жизнь результатов проекта позволит оптимизировать рынок образовательных услуг, а именно определить потребности предприятий и организаций области в качестве кадров, определить спектр специальностей, по которым необходимо вести подготовку выпускников вузов области и переподготовку работающих специалистов, сделать прогноз восполнения кадров, имеющих высшее образование, с учетом тенденций развития экономики и социальной сферы региона.

Предложенное исследование является естественным продолжением исследований, проводимых по заказу Министерство образования, культуры и спорта Калужской области по сбору данных о кадровых нуждах региона.

Однако на настоящий момент нет сведений о том, поддержаны эти инициативы или нет.

Тот факт, что на территории Калужской области, в ЕСП участвовал лишь педуниверситет, значительно осложняет исследования как по проектам, описанным выше так и по другим направлениям. Необходимо перенимать опыт Псковской и Оренбургской областей по распространению ЕСП на уровне региона как инициативы местных властей.


Вернуться в начало страницы

…Здравствуй племя молодое, незнакомое!

- Шо це таке – «новое, быстрое и качественное»?

- Це какао…

(из фольклора сотрудников КГПУ)

А вот теперь - официально: «В целях организации эффективной системы управления качеством образования в КГПУ им. К.Э. Циолковского, а также реализации нормативно-правовых документов Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, ПРИКАЗЫВАЮ:…. Создать Центр по контролю за качеством образования…» (из Приказа по КГПУ им. К.Э. Циолковского от 19 июня 2006г. № 648-к).

Вот так и появился вышеназванный ЦККО в нашем университете. Более полная версия истории создания Центра по контролю за качеством образования включает описание длительного этапа, который, как это не покажется странным, начался после успешного прохождения вузом аттестации и аккредитации.

Подкомиссией по аттестационной экспертизе в период работы комиссии по комплексной оценке деятельности ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» был предложен ряд рекомендаций, направленных на развитие и дальнейшее процветание, среди которых особое место уделялось разработке системы оценки качества воспитательной работы, реализуемой через учебный процесс, повышению качества вычислительных систем и учебно-лабораторной базы, увеличению количества учебно-методических пособий на электронных носителях и т.д.

Высшее руководство вуза не преминуло последовать указанным рекомендациям и разработало план устранения недостатков, реализация которого способствовала устойчивости нашего университета на рынке образовательных услуг.

Со времени комплексной оценки прошло уже два с половиной года. За это время были организованы Федеральное агентство по образованию и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, директивы которых также наложили отпечаток на реализацию программы устойчивого развития КГПУ и вышеобозначенного плана по устранению недостатков. Одним из важных шагов на пути совершенствования образовательного процесса и развития вуза как конкурентоспособной организации с высоким уровнем мотивации персонала к исполнению своих должностных обязанностей явился факт создания нашего ЦККО.

К целям и задачам центра на сегодняшний момент относится следующее:

· вхождение в программу Министерства образования и науки РФ по обеспечению качественной подготовки выпускников вузов

· осуществление мониторинга во всех подразделениях КГПУ по проблемам обеспечения качественной подготовки специалистов с целью рассмотрения возможностей каждого подразделения

· разработка рекомендательной, регламентирующей и руководящей документации для подразделений, определяющей направления совершенствования процесса подготовки специалистов

· разработка экспериментальных площадок контроля качества образования по специальностям и направлениям подготовки специалистов в КГПУ

· научные исследования проблем качества образования в КГПУ им. К.Э. Циолковского

· формализация и информатизация процессов, связанных с приёмом абитуриентов, обучением студентов и выпуском специалистов

· инновационные исследования в сфере улучшения качества образования и обеспечения учебно-воспитательного процесса

· повышение статуса КГПУ среди конкурентов и потребителей.

Пока в состав данного структурного подразделения входя два сотрудника – руководитель и его заместитель, однако те начинания и проекты, которые уже частично реализованы и запущены в дело, потребуют в скором времени некоторого расширения штата. Это – что касается перспективы, а пока, позвольте предоставить краткий отчет о работе, направленной на процесс контроля качества довузовского этапа подготовки специалистов.

В июле-августе 2006 года ЦККО совместно с Психологической службой вуза была разработана анкета для первокурсников, только что зачисленных в наш университет. Она включала 17 вопросов, касающихся изучения таких феноменов, как социальная активность, готовность к получению высшего образования, направление и уровень мотивации и некоторые ценностные ориентации абитуриентов, выбравших наш КГПУ в качестве места приобретения профессиональных знаний, умений и навыков и воспитательно-образовательной среды.

В ходе анкетирования было опрошено 749 человек (а именно те, кто присутствовал при зачислении 08.08.2006).

При анализе анкеты выяснилось, что школьники с неохотой принимали участие в молодёжных чтениях, семинарах, форумах, конференциях и других мероприятиях учебно-исследовательской и научно-исследовательской направленности. И это несмотря на то, что мероприятия регионального значения данной направленности проводятся нашим университетом, а в проведении всероссийских КГПУ принимал и принимает активное участие. Среди студентов-первокурсников, участвовавших в учебно-исследовательской деятельности лишь у некоторых научными руководителями или консультантами были преподаватели КГПУ. Это заслуживает особого внимания, т.к. говорит о проблемности при работе преподавателей университета с потенциальными студентами и перспективе связей, налаженных со школой в отношении совместных проектов.

По отношению к общему числу зачисленных в университет, количество призеров региональных олимпиад составляет также поле для развития, так как большинство призеров и участников олимпиад выбрали не наш университет в качестве места учебы и предпочли другие вузы. Это свидетельствует о несовершенстве системной работы с призерами и участниками областной олимпиады в университете.

Отрадно и приятно, что высокий процент абитуриентов проходит подготовку к поступлению в вуз в структурах, организованных в КГПУ (классы, лицеи и т.д.).

Интересно, что на желание выпускника школы поступить в наш университет в равной степени высокое влияния оказали родители и изучение информационно-рекламных материалов. Чуть менее значимое влияние оказали школьные учителя. Это свидетельствует о необходимости расширить рекламно-агитационную кампанию в школах Калуги и области. Например, ввести формы работы с классными руководителями и выпускными классами.

Большинство поступивших на факультеты заинтересованы в изучении своей предметной области и считают наличие высшего образования престижным. Однако учителями хотели бы быть много менее половины. На выбор вуза слабое влияние оказали такие факторы как близость месту жительства и легкость учебы. Сильное влияние оказало также наличие бесплатного образования.

А теперь наиболее важная, по-нашему мнению, информация - подавляющее большинство студентов первого курса горят желанием заниматься научными исследованиями и вступить в СНО. Наверняка, это свидетельствует об информированности абитуриентов о научной деятельности в университете и о том, что в ходе обучения им придется заниматься научно-исследовательской работой. Мы считаем необходимым включить в работу кураторов освещение НИР в университете с целью поддержки мотивации студентов к НИРС.

Определенные опасения вызывает то, что 37,25% первокурсников собираются совмещать очное обучение в университете с работой, что однозначно скажется на качестве учебного процесса в худшую сторону. Можно предположить, что их мнение сложилось под влиянием информации, полученной от знакомых студентов-очников, которые в настоящее время совмещают обучение с работой, тем самым не выполняя требования Устава университета к исполнению аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Желание работать по специальности после окончания вуза имеется у большинства первокурсников. Однако, соотнеся полученные данные с анализом ответов на предыдущие вопросы, можно сделать вывод о том, что исследования в данном направлении требуют продолжения в середине третьего и в начале пятого курса.

Большинство первокурсников считают, что образования, полученного в нашем университете, им будет недостаточно для дальнейшей профессиональной деятельности. Особенно ярко это выражено на специальностях гуманитарного направления. При этом для ответивших не существенно, будут ли они получать второе высшее образование учась в КГПУ или после его окончания. Это говорит о необходимости открывать дополнительные специальности для предоставления возможностей получения второго высшего образования в стенах нашего вуза.

Большинство респондентов считают, что образование, полученное в университете позволит им работать не только по полученной специальности, но и в других сферах, так или иначе связанных с изучаемой предметной областью. Кажущееся противоречие предыдущему пункту можно прокомментировать следующим образом: второе высшее образование повышает конкурентоспособность на рынке труда, а образование, получаемое в нашем вузе является достаточно универсальным.

По уровню притязаний в отношении оценок первой сессии большинство первокурсников находятся на среднем уровне, что вполне соответствует среднему распределению успеваемости. Разумеется, можно ожидать смещения в правую сторону шкалы, то есть, некоторые из тех, кто думает, что сдаст все на «отлично», не достигнет желаемого результата.

Не менее трети респондентов высказывают пожелание создания благоприятного социально-психологического климата в учебных группах и во взаимоотношении с преподавателями. Это требует усиления работы кураторов в этом направлении. Многие респонденты указывают на предоставление им возможности доступа к информационным ресурсам университета и глобальной сети. Не меньшее количество первокурсников хотели бы больше практиковаться по выбранной специальности. Большинству иногородних студентов предпочтительнее было бы проживать в университетском общежитии и учиться в первую смену.

Таким образом, «первый блин» ЦККО не получился комом, результаты и выводы анкетирования были доведены до с ведения членов Учёного совета университета и меры по совершенствованию, скорее всего, в ближайшем будущем ощутят на себе все участники образовательно – воспитательного процесса, организуемого в нашем вузе.

В настоящее время ЦККО совместно с Министерством образования, культуры и спорта реализует проект исследования удовлетворённости уровнем подготовки к профессиональной деятельности выпускников КГПУ последних лет через анкетирование директоров общеобразовательных учреждений Калужской области, а также подготовлены материалы к внутривузовской проверке работы Института социальных отношений по управлению качеством образования и подготовке специалистов.

23.10.2006

Арсланов Т.А.

Гинзгеймер С.А.


Вернуться в начало страницы

Невероятные приключения калужских психологов в г. Смоленске (штрихи к отчёту по командировке сотрудников факультета психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского в Смоленский гуманитарный университет).

Зачем ездить в командировки? На этот, казалось бы, несложный вопрос нетрудно ответить среднестатистическому сотруднику, имеющему какой-то опыт работы в бюджетной организации. Прежде всего – наличие у такого сотрудника желания поехать куда-нибудь вообще, а лучше всего – поехать не просто так, а с целью профессионального совершенствования. Другое дело, что профессионально совершенствоваться можно и в стенах своей родной организации, но такой процесс требует наличия у сотрудника умения перманентно рефлексировать своё состояние для того, чтобы отслеживать изменения, происходящие в нём самом, а это, как ни печально, способны осуществлять единичные индивиды.

Ввиду вышесказанного, в командировки ездить необходимо и делать это как можно чаще или, насколько часто позволяют финансовые возможности той бюджетной организации, в которой и работает наш гипотетический сотрудник.

Мой личный опыт командировок можно оценить, строго говоря, тремя случаями. Первый, наверное, нельзя принимать в строгий расчёт, так как поездка имела строго служебную цель – поверка некоего физического прибора и не предполагала какой-либо творческой активности (в лабораторию при физическом факультета Нижегородского университета, куда, собственно и был я откомандирован, меня не пустили по причине моей некомпетентности, а, может быть, просто боялись разглашения какой-либо коммерческой тайны). Второй случай, имевший место в этом апреле, наоборот, предполагал массу творческих решений, так как целью поездки было путём участия в Ярмарке вакансий информировать потенциальных абитуриентов нашего вуза, которые учатся в Износковской средней школе.

Цель настоящей статьи – транслировать личные мысли по итогам третьего, пока самого удачного, опыта командировки в город-герой Смоленск для участия в Первой весенней психологической школе, проводимой факультетом психологии Смоленского гуманитарного университета (СГУ) «Теоретические и практические аспекты развития субъекта».

Предистория нашей командировки такова. В начале было слово… Далее мы опустим некий исторический период и перейдём к краткому описанию Второй зимней психологической школы, проводившейся на факультете психологии с 28.01.05 по 1.02.05 на базе ОЦРСЦ «Звёздный». Собственно, описание того, что происходило на зимней школе интересующиеся коллеги могли найти на стенде «События на ФП» на третьем этаже при входе на факультет психологии и могут найти на сайте нашего факультета.

Особенным было то, что в работе школы приняли активное участие старшие преподаватели СГУ Персиянцев Сергей Алексеевич и Лапин Николай Владимирович, а так же студентки факультета психологии СГУ Мазина Алёна и Турок Елена. Как следовало из дальнейшей переписки и по результатом проведения Лапиным Н.В. и Персиянцевым С.А. тренинга на нашем факультете в марте этого года, на дружественном нам факультете психологии СГУ зреет идея проведения собственной психологической школы. Идея, в частности, вылилась в приглашение от декана факультета психологии СГУ, доктора психологических наук, профессора, Селиванова Владимира Владимировича, которое получили преподаватели и студенты нашего факультета.

Таким образом, для участия в Первой весенней психологической школе были откомандированы ассистент кафедры социальной и организационной психологии Голубева Оксана Викторовна и зам. зав. кафедрой общей и юридической психологии Арсланов Тимур Альтафович. Командировку студентам наш вуз не оформил, но те несколько человек, которые проявляют желание участвовать во всём новом и интересном, занимаются научно-исследовательской деятельностью и фактически являются локомотивом студенческого сообщества на факультете, самостоятельно выехали в город-герой Смоленск.

После семичасового ночного переезда на автобусе «Калуга-Смоленск», успешно проспав необходимую остановку, мы приехали на автовокзал Смоленска. Светало… Благодаря современным средствам связи, мы оперативно дали знать коллегам –организаторам школы о том, что ожидаем дальнейших указаний и нас начинает колотить от холода (температурная разница между Калугой и пунктом назначения была не в нашу пользу). Далее последовала встреча, чаепитие и полуторачасовая прогулка по утреннему Смоленску (что-то около с 6 до 7.30 утра). В ходе экскурсии нами были осмотрены внешний вид костёла, возведённого польскими католиками в 1894 году, памятники Твардовскому и Василию Тёркину, М. Глинке, безымянному оленю (излюбленному месту встреч смолян).

Затем мы снова взвалили на себя наш нехитрый скарб и двинулись по направлению СГУ, где нас уже ожидал автобус, отправляющийся в сторону дома отдыха «Соколья гора». Первым впечатлением от города было удивление от значительного числа подъемов и спусков, которые преодолевало наше транспортное средство, пока мы общались с коллегами в его салоне. Вторым – рассогласование после прочтения названия той организации, куда нас привезли: «Смоленсксоколтур» (читать насколько возможно быстро).

Расселились мы по уютным номерам (кто – в деревянном домике, кто – в трёхэтажном доме отдыха). После завтрака и прогулки по берегу Днепра началось собственно открытие психологической школы. Традиционное представление участников, знакомство и самопрезентация сложились в процесс полуторачасового сквозного общения.

После обеда немногочисленная часть калужан отбыла отмечать командировку к ректору СГУ, а большая – участвовать в круглом столе на тему «Теории психотерапии: психологическая метафора или научное обоснование».

В ходе обсуждений коллеги обменивались теоретическими и эмпирическими знаниями, своими мыслями и впечатлениями, полученными ранее в ходе проведения тренингов с элементами терапии. Была обозначена следующая проблема: «Что первично – собственно психотерапевтические техники или их глубокое научное обоснование?». Мнения участников круглого стола разделились: часть доказывали, что главное в технике – это то, что она действительно работает и устраняет именно то, на что она направлена. Им оппонировали те, кто считал, что психотерапевтическая работа невозможна без знания основных закономерностей психики и поэтому научное обоснование используемых техник обязательна.

Далее, группа разделилась – одни коллеги приняли участие в тренинге, проводимом Персиянцевым С. А. и Лапиным Н. В. «Развитие субъекта и становление индивидуальности», другие занялись телесно-ориентированной терапией под чутким руководством Мазиной А.В. Трёхчасовые занятия завершились водными процедурами в бассейне. День закончился песнями под гитару.

Второй день школы также был насыщенным разнообразными формами работы. Вначале осуждались доклады по различным направлениям психологической науки: психология субъекта, гендерные различия, биологическое и социальное в человеке. Старший преподаватель СГУ Лапин Н. В. представил свой доклад на тему «Категории любви в психосемантике», вызвавший оживлённую дискуссию. После небольшого перерыва, за круглым столом обсуждалась проблема развития в психологической науке. Участников интересовал вопрос: «Куда и по какому пути развиваться дальше?» Рассматривалось два подхода «восточный» - развитие сознания и «западный» - развитие технологий. Возникла дискуссия, но к единому мнению мы так и не пришли.

После обеда студентками СГУ Изосимовой Ю. В. и Турок Е. М. проводился тренинг «Внутренней свободы». Тренинг вызвал у участников массу положительных эмоций и все остались довольны.

Вечером состоялось закрытие первой весенней психологической школы. Мы поблагодарили друг друга за участие, обсудили пути дальнейшего развития психологических школ в Смоленске и Калуге.


Вернуться в начало страницы

 

Главная страница
Избранные статьи
Мои фотографии
Пишите мне

 

Каталог психологических сайтов калужской области Личный сайт Орлова Д.А.

Команда АГА города Калуги по Что?Где?Когда?
Помощь в создании сайта:
Орлов Дмитрий
Икрянников Антон